суббота, 1 сентября 2012 г.

МОНОГРАФИЯ



Султонмурод поздоровался с Зарифом так тепло, словно утром не виделся с ним.
- Вы уже прочитали монографию Нодиржона Гуфроновича?
- Да, - взглянув на часы, коротко ответил тот.
- И мне дал почитать, - указывая на свой дипломат, сообщил Султонмурод. – Попросил сказать ему моё мнение.
- Я рад, - ответил Зариф, убирая со стола в ящик своим бумаги и книги. - Значит и вы удостоились этой высокой чести! Ну вот прочтёте, и сделаете вывод. Нодирджон Гуфронович уважил вас. И себе извлечёте большую пользу от этого чтения…

- Знаете, Зарифджон, монография на целых триста пятьдесят страниц, - промямлил Султонмурод. – Честно говоря, мне некогда читать. А не прочту, Нодирджон Гуфронович обидется. Вы же знаете его…” Не смотрите на то, что я ваш руководитель. Выложите начистоту всё, что у вас на душе. Ещё лучше, если даже покритикуете меня” сказал он. Я же не могу молчать, как чурка… Сделайте милость, расскажите мне вкратце содержание, окажете мне огромную услугу.
- Пересказывать содержание бесполезно. Изюминку можно увидеть только при чтении.
- Но не откажите, - достал из дипломата толстую монографию Султонмурод. – Ведь чтобы прочитать её, нужна целая неделя. Я вас очень прошу, отблагодарю вас за вашу доброту превосходным ужином. Вот вам для начала, – снова открыл он дипломат и достав пачку дорогих сигарет и плитку шоколада протянул Зарифу…
- Всё это не к чему, Султонмурод. У меня дела, я должен срочно идти домой, – встал с места Зариф.
Султонмурод преградил ему путь:
- Раз в жизни прошу…
- Сказал не могу, значит не могу!
В это время открылась дверь, сперва показались чайник с пиалами а затем и дядя. Салохиддина Вафоевича все звали дядей. Он, оскалив зубы, поставил на стол Зарифа чайник и бумажный свёрток.
- Я знал, что Зарифджон иногда остаётся и после работы. Поэтому принес сразу всё, - заявил он.
            - Что, всё? – удивился Зариф.
            - Увидите, обрадуетесь несказанно! – В это мгновенье взгляд его упал на стол и он спросил? – Как, вы уже начали? Но ничего, я послушаю продолжение.
            - Продолжение чего? – притворился непонимающим Султонмурод.
            - Чего же ещё? Содержание монографии шефа, - ответил дядя Салохиддин и Зариф с Султонмуродом замерли на месте.
            - Что, и вам дал?
            - Да.
            - Ну и как, прочитали?
            - Если бы прочитал, разве пришёл бы к Зарифджону со склонённой головой? Целую неделю таскаю её с собой с работы домой, из дома на работу, ну хоть бы одну четверть прочёл! Такая толстенная что хоть сделай из неё подушку и спи на ней. Как возьму в руки, всё тело покрывается мурашками. Надо же, какое у него терпение, намарал столько бумаги… Да я одно несчастное письмо пишу целых два дня…
            Дядя был старше всех и не имел себе равных в красноречии. Он был душой любого общества, и всегда на пирах и свадьбах избирался на должность виночерпия и тамады. И сейчас с молчаливого согласия присутствующих он занял свою почётную должность.
            - Что же вы сидите? – взболтнул он чайник и налив в пиалы чай поставил перед Зарифом и Султонмуродом. Достал из бумажного свёртка лимонное варенье?
            - Пожалуйства, угощайтесь.
            - Зачем эти хлопоты?! – попытался возразить Зариф.
            - Какие же это хлопоты?! Вы не бойтесь, сейчас уже нерабочеё время, - выдвинул свой аргумент дядя. – Это варенье сварила ваша тётя. Лекарство от семи бед. Сьешь одну ложку, всю усталость как рукой снимает. Чай – это душа беседы. Поговорим за этим девяносто пятым чаем.
            - Да, да, о монографии Нодирджона Гуфроновича, - воспользовавшись моментом поспешил поддержать дядю Султонмурод. – Зарифджон скажет своё мнение о ней, а мы послушаем…
            - Вашими устами да мед пить, Сутлонмурод, – поставил варенье перед Зарифом дядя. – Вы берите, угощайтесь.
            Зариф взял чай.
            - Да, - наливая чай, начал дядя. – Один человек пришёл в гости и сразу начал прощаться с хозяином… “Куда же вы так спешите?” удивляются тот “Никуда, отвечает он, - уж лучше попращаюсь заранеё. Я человек воспитанный, вдруг захмелею и забуду попрощаться при уходе”. Бывает и я забываю самоё важное по работе. Поэтому, пока я не забыл, послушаем рассказ Зарифджона. Что вы на это скажете?
            - Было бы прекрасно, - поддержал дядю Султонмурод.
            - Я же вам сказал, прочтите лучше сами и сделайте свои выводы. Двумя словами всего не перескажешь. Монография Нодирджона Гуфроновича бесценное произведение. Грех его сокращать. Но если вы так настаиваете, я прочту вам её сначала до конца.
            - Читать не надо – испугался Султонмурод. - Достаточно, если расскажешь содержание, а остальное можно довообразить самим…
            - Пристали как репей, – вздохнул Зариф и взял со стола монографию. – Это очень ценная научная работа и весьма актуальная. А как она написана? Просто превосходно! Хоть порой предложения длинноваты, но связаны между собой как звенья одной цепочки. И напечатана очень красиво. Привлекает внимание, притягивает к себе как магнит, не устаёш её читать. Читаешь на одном дыхании, запоем и сожалеёшь, что она так быстро кончилась. А обложка? Нарядная как невеста. Содержание и имя автора написаны позолотой. Если этой монографии суждено стать книгой, она несомненно будет укращанием не только отечественных но и импортных книжных шкафов!
            - Зарифджон, - перебил его дядя. – Прошу прощения, но все это мы сами знаем хорошо. Вы расскажите нам только содержание. Да, да только содержание монографии. Один наш работник дал мне монографию Нодирджона Гуфроновича и попросил, чтобы я прочёл её и пересказал ему содержание.
            - И меня попросили о том же, - бросил Султонмурод.
            - Но как же вам рассказать содержание, не зная как от них избавиться? - спросил Зариф. – В общем очень ценное и превосходное произведение. Как же вам объяснить?
            Их беседа затянулась. Чтобы доказать друг другу свою правоту, они драли себе глотку.
            - Так, так, в чём дело?
Услышав голос директора, все разом вскочили с места.
            - М-м-м, у-у-у-чи-тель, пп-пп-прос-то так сидим, беседуем, - ответил Султонмурод, почему-то заикаясь.
            - Обсуждаем вашу монографию, Нодирджон Гуфронович, - нашелся Зариф.
            - Превосходно написали, Нодирджон Гуфронович, можете считать себя доктором наук – прибавил дядя. Приходите, присоединяйтесь к нам.
            - Благодарю, благодарю, - оскалив зубы в широкой улыбке сел директор на предложенное Султонмуродом кресло. – Моя опера – это вы, мои ученики и коллеги! Раз вам понравилась, понравится и другим!
            - Понравится не то слово! – начал восхвалять монографию дядя, которому надо было как-нибудь доработать до пенсии. – Скажу без преувеличений, человеку, прочитавщему эту монографию, можно до конца жизни не читать ничего. Ничуть не ошибусь, если скажу, что это царственное произведение.
            - Хорошо, - ответил директор, взял протянутую пиалу чаем. – Значит и ваша жена хочет купить машину? Ну что же, я рад. Ох, как я устал, сам не заметил как уснул за своим столом. Проснулся, рабочий день уже давно окончен. А от моёй машины ни слуху, ни духу. Хотел уйти домой пешком, но услышал ваши голоса и зашел к вам.
            - Если бы мы знали, что вы украсите своим присутствием наше общество, сообразили бы что-нибудь посущественней.
            Зариф сидел с опущенной головой. Султонмурод был растерян. Он подавал дяде какие-то знаки, но тот не обращал на него внимания и не замечал ничего.
            - Ваша монография превосходна – от уважения к шефу встав с места заговорил Султонмурод. – Но честно говоря, чтобы до конца её постичь нам не достает знаний. Было бы неплохо, если бы вы сами объяснили нам некоторые непонятные места…
            - Там же все ясно, - недовольно пробурчал Нодирджон Гуфронович. – Я очень устал. Голова трещит. Лучше отложим этот разговор на какой-нибудь другой день. Как вы думаете?
            - Верно, верно, - обрадовался от всей души дядя. – Вы мудрый человек, попали в самую точку. В любую минуту, как у вас появится свободное время, мы к вашим услугам.
            - Ну что же, - передал директор дяде пустую пиалу. – Каких бы высот не достиг я, вам желаю большего!
            Все захлопали.
            - Ну я пойду, а вы продолжайте своё обсуждение, - встал с места директор.
            - Посидели бы ещё, учитель. Спор-то только разгорелся!
            - Нет, не могу, спасибо.
            - До свидания, всего вам хорошего, Нодирджон Гуфронович!.. - Все встали и почтительно проводили шефа до самых дверей…
Перевела с таджикского Амаль ГАДЖИЕВА.

Комментариев нет:

Отправить комментарий