суббота, 1 сентября 2012 г.

ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ…



"Ну, все, баста! - собира­ясь на работу, я положил в “дипломат” свои бумаги. - Сегодня же сяду за работу! Другие вон на работе пишут целые тома книг. Чем я хуже их? Как дурак, целый день работаю на институт. Доколе буду растрачивать свою жизнь, откладывая все свои дела на завтра, на послезавтра?!”.
В кабинете я выложил со­держимоё “дипломата” на стол. Составил план работы. Решил писать в день по де­сять, по двенадцать страниц. Не успел приступить к рабо­те, как зашел один из моих сотрудников,
- Ого, я вижу, вы с голо­вой погрузились в работу, мулло Эркин, - засмеялся он. - Оторвитесь на несколь­ко минут. Работа не волк, в лес не убежит! Пойдём, вы­пьем пиалку чая, а потом при­ступим к работе со свежей головой...
Но раз от чая голова све­жеёт, то зачем же отказы­ваться?
Мы проходим в соседний кабинет. Там уже несколько человек мирно беседуют за чаем. Мы присоединяемся к ним... А то ведь подумают о тебе чёрт-те что. Нельзя от­рываться от коллектива!
Я выпиваю пиалку чая и встаю, чтобы идти в свой ка­бинет. Но не тут то было! Разговор становится всё ин­тересней. Главная тема - характеристика нашего шефа. Смеются над его некомпе­тентностью и высмеивают другие недостатки шефа. Как уйдёшь от такой интересной беседы? Какой же из меня научный работник, если я не буду знать, кто же на самом деле мой шеф?
В одиннадцать утра закан­чиваем чаепитие. В коридоре несколько работников курят и над чем-то весело смеются.
“...Выкурю одну сигарету, и приступлю к работе!”.
Они рассказывают анекдо­ты и хохочут. Анекдот - всегда повод к смеху, а смех помогает продлить жизнь, Это даже доказано наукой! “Продлю чуток свою жизнь и начну работать”. Но не ус­пел сесть за свой стол, как в кабинет заходит другой мой коллега.
- Э, хватит работать, Эркин-ака, - собирает он в од­ну стопку мои бумаги на сто­ле. - Нельзя подрывать здо­ровье. Пошли обедать!
Конечно, мне не хочется подрывать своё здоровье. Ведь это моё главное богатство.
Мы идем в столовую.  К нам присоединяются другие сотрудники.
После обеда время летит быстро. Кто бегает по мага­зинам, кто - по базару. А что, я рыжий, что ли? Ведь и у меня есть дом, семья, де­ти!
Рабочий день подходит к концу, но я не написал ни од­ной строчки своёй моногра­фии.
“Не вышло! - убираю в “дипломат” свои бумаги и книги. - Приду домой и сра­зу сяду за стол. Наверстаю упущенное!”.
Не доходя до дома, заме­чаю своёго соседа, с нетерпе­нием ожидающего моёго воз­вращения.
            - Учитель, давайте сыг­раем одну партию в шахма­ты, - предлагает он. - Ведь это тоже своёго рода отдых для мозгов!…
Вместо одной партии игра­ем целых десять. Появляют­ся другие игроки, болельщи­ки окружают нас. Никак не можем наиграться.
- Пап, мама зовет! - со­общает мне мой младший сын.
Мы откладываем игру на завтра, и я иду домой. Все уже за столом и ждут меня. Же­на подает плов. Время - деньги. Терять его попусту - преступление. Во избежа­ние этого смотрю телевизор.
“Одной пулей убиваю двух зайцев. А то ведь завтра опять наши сотрудники будут об­суждать какую-нибудь теле­передачу, и что они подума­ют обо мне, если я буду мол­чать, как истукан? Немножко посмотрю, и за работу!”.
Да, в прежние времена сан­дал превращал человека в бездельника, а теперь теле­визор. Одна передача инте­ресней другой.
“Но ничего, - утешаю я себя. - Дети уснут, и буду работать в ночной тиши, что­бы никто не мешал”.
У самого глаза слипаются раньше детей. “С утра по­раньше встану и начну пи­сать. Утром работа намного плодотворней. Ведь мозги ещё свежие”.
- Почему меня не разбу­дила? - проснувшись, ворчу на жену. - Ведь я тебя просил разбудить меня порань­ше!
- Сколько можно будить? С пяти утра на ногах. Никак не могу разбудить вас... - сердито отвечает жена. - Уже десять раз заваривала чай, он давно остыл. А вы толь­ко изволите открыть глаза...
“Но ничего, - думаю я. - И сон полезен. Хорошо выспался и освежил свои моз­ги. Теперь-то работа у меня закипит!”.
Собрав “дипломат”, ухожу на работу. Но опять все идет по-старому.
“Ничего страшного, - уверяю я себя, - эта моно­графия никуда от меня не денется! Люди защищают в семьдесят лет! Что я падаю духом? Мне ведь только со­рок лет!”.
Да, действительно, чтобы написать монографию, нужна уйма времени. Вот выйду на пенсию, и у меня будет мно­го свободного времени. По­строю сыну дом! Понянчу внуков. Доктора советуют иногда менять климат. Я уже давно не был у младшего бра­та. Погощу несколько меся­цев в кишлаке, попью парно­го молока. Отдохну. А вот после, со спокойной душой начну писать свою моногра­фию. Ведь для этого нужны хорошие условия и спокойная душа...
Перевод с таджикского Амаль ГАДЖИЕВОЙ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий